Аромат, от которого трепещет душа — самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Это впечатление мимолетно, невесомо, но
все же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья.
Кому не знакомо ощущение блаженства, вызванного прикосновением свежего
бриза, или наступлением поры, когда природа пробуждается от долгого
зимнего сна, окутывая себя дыханием зелени и цветов.
Природа подарила человеку свежесть цитрусов, истому туберозы, тепло
сантала, загадочное спокойствие ладана, чувственность амбры и мускуса.
50 веков усиленных поисков и открытий душистого сырья и способов его
получения стимулировали развитие цивилизации.
Попытки человека сохранить и передать благоухание природы
способствовало появлению и развитию парфюмерии. Ее история неразрывно
связана с историей человечества.
Зарождение искусства
парфюмерии скрыто в глубине веков. Некоторые считают, что оно впервые
было открыто в Месопотамии, в том месте, где, по преданию, находился
земной рай. Другие утверждают, что родина парфюмерного искусства —
Аравия, которая долгие века, носит название «страны благовоний».
Но что не вызывает сомнений, так это первое применение парфюмерии — религия. Когда человек открыл для себя «сок из дерева мирры, слезу бальзамических сладостных трав», прежде всего он принес их в дар божеству.
Само слово «парфюмерия» (per — через, посредством, fumum — дым)
свидетельствуют о том, что первые благовония представляли собой
сжигавшиеся ароматические смолы и древесину. Благовонные курения
сжигались на алтарях зороастрийцев и конфуцианцев, в храмах Мемфиса и
Иерусалима. Греческий элизиум, христианский рай и исламское «седьмое небо» полны, по описаниям, благовонных запахов.
Использование благовоний в античном мире достаточно быстро вышло за
рамки исключительно религиозного ритуала. Способы употребления
благовоний адаптировались в частной жизни и стали необходимостью везде,
где появлялась тенденция к более утонченному вкусу и быту.
Искусство парфюмерии изучалось и культивировалось всеми народами, принимавшими друг от друга эстафету цивилизации. От египтян это искусство переняли иудеи, потом
ассирийцы, греки, римляне, арабы и, наконец, преодолев хаос варварства и
созрев для освоения присущих цивилизации искусств, — современные
европейские народы.
Первыми профессиональными парфюмерами можно назвать древнеегипетских
жрецов, так как только им в ту пору были известны секреты приготовления
ароматических составов. Духи и косметика, которыми пользовались
египетские красавицы, чтобы усилить впечатление от своей красоты, были
если и не столь изысканны, как снадобья современных модниц, то, во
всяком случае, столь же многочисленны.
Увлечение благовониями и косметикой в Древнем Египте
постоянно возрастало и наивысшей точки достигло в период правления
Клеопатры. Эта царица использовала благовония в огромном количестве и
сама была автором многих из них.
Пренебрежительное отношение к аромату собственного тела в глазах
утонченных египтян выглядело и как проявление грубости и варварства.
Евреи — древнейший из современных народов, долгое
время, находясь в рабстве в стране высокой цивилизации, какой был Египет
той эпохи, переняли все культурные достижения своих завоевателей. Среди
множества искусств, перенесенных ими из Египта в свою страну, было и
искусство парфюмерии. «Масть и курение радуют сердце…» — восклицал в своих притчах мудрейший Соломон. В ту эпоху благовония были очень дороги, и древние
евреи ценили их столь высоко, что включали в число даров царя. К
примеру, царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему «такие пряности, какие никто до той поры не видел».
Еврейские женщины, как правило, отличались замечательной красотой.
Однако, не довольствуясь присущим им от природы очарованием, женщины
стремились усилить его с помощью разного рода косметики и благовоний.
Наряду с ароматическими курениями, духами и притираниями, были вещества,
создававшие «аромат одежд», которые помещались между одеяниями. Некоторые поклонники ароматных удовольствий роскоши ароматизировали даже свою постель.
Быт ассирийцев, которому были свойственны роскошь и утонченность,
предполагал широкое употребление ароматических средств и косметики.
Последний ассирийский царь Сарданапал, будучи, свергнут с престола
ворвавшимися в страну завоевателями, избрал для себя смерть, достойную
восточного гедониста. Он приказал сложить костер из благовонного дерева,
взошел на него вместе со своими женами и сокровищами и задохнулся в
облаке ароматного дыма. Одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами на
древнем Востоке был Вавилон. Основными потребителями этих благовоний
были сами вавилоняне. Геродот
сообщает, что в период расцвета Вавилона среди его жителей было принято
умащать все тело драгоценными ароматическими маслами и постоянно жечь
благовонные курения.
Великий завоеватель Александр Македонский, презиравший предметы
роскоши, проведя некоторое время в Азии, стал по-иному относиться к
этому благу цивилизации. Атеней сообщает, что Александр имел обыкновение
орошать полы редкими духами и приказывал возжигать в своем присутствии
благовонное дерево, мирру и другие виды курений. В античной Греции наряду с
использовавшимися для жертвоприношений ароматическими смолами, были
широко распространены духи на масляной основе с запахом различных
цветов, среди которых на первом месте была роза.
Не пренебрегал благовониями даже циник Диоген и пользовался ими время
от времени, хотя ванну считал излишней. Правда, из соображений экономии
он наносил благовония на ноги, резонно объясняя: «Когда вы умащиваете
духами голову, запах поднимается вверх, и от него получают удовольствие
только птицы, я же натираю ими свои нижние части, и запах, поднимаясь,
окутывает мое тело и достигает носа».
Тех, кто занимался приготовлением благовоний — а это были в основном женщины — древние греки считали чародеями.
Названия некоторым общепризнанным духам давались в честь их создателей. К примеру, авторство «мегаллиума» принадлежало парфюмеру по имени Мегалл. С тех пор, как римляне начали
завоевывать греческие колонии на юге Италии, получившие название Великой
Греции, они постепенно перенимали обычаи захваченных земель. В
454 году некий сицилиец по имени Менас принес в Рим моду брить бороду и
открыл цирюльни. Эту моду подхватили самые блестящие патриции, и вскоре
чисто выбритый подбородок и умащенные ароматическим маслом волосы стали
обязательным признаком знатного человека; бороды же остались только у
рабов и простолюдинов. Именно этим моментом следует датировать начало
распространения благовоний в Риме. Этот процесс шел весьма быстро, и
употребление благовоний достигло таких размеров, что изгнанный
Триумвиратом и бежавший в Салерно Луций Флоциус попытался спрятаться, но
был выдан запахом своих духов и казнен.
Римский император Отон был страстным любителем
парфюмерного искусства: даже в военные походы он брал целый арсенал
туалетных эссенций.
Калигула расточал на приобретение благовоний невероятные суммы денег и нежился в ароматических водах.
Страстным любителем ароматов был также Нерон. В его
раззолоченном дворце в пиршественном зале под облицовкой из слоновой
кости были спрятаны серебряные трубы, из которых на гостей обрушивался
дождь благовонных эссенций.
Мастерство парфюмерии при дворе византийского
императора ценилось ничуть не меньше, чем при римском императорском
дворе, так как в распоряжении византийцев находились все благовонные
сокровища Востока.
Пророк Магомет говорил, что из всех вещей в мире больше всего радуют его сердце дети, женщины и благовония.
Хотя мусульманская религия, расколовшая Восточную
римскую империю, сдерживала развитие изобразительного искусства, однако
не создавала препятствий на пути научных исследований и многими ценными
открытиями в области науки мы обязаны арабам. Полезная информация
Авиценна, знаменитый целитель Х века, открыл
способ выделять из цветов и растений их ароматические и целебные
элементы с помощью дистилляции, таким образом, нашел способ длительного
сохранения летучего аромата и сделал его устойчивым. Благодаря научным
исследованиям, Авиценне удалось выделить ценную жидкость, известную под
названием розовой воды.
|
Особую страсть жители Востока питали и питают к
мускусу. При строительстве мечети Зобаидов под Таурисом в приготовленной
извести было растворено большое количество мускуса, который является
самым стойким из всех благовоний, поэтому стены мечети испускают сильный
аромат до сих пор.
Немногие страны мира могут
сравниться с Индией в богатстве и многообразии цветов и растений.
Розовое масло производится здесь с давних пор. История гласит, что
любимая жена Джехан-Джира, гуляя однажды в своем саду, увидела на
поверхности заполненного розовой водой канала несколько плавающих
маслянистых капелек и приказала выловить их. Найденное вещество обладало
таким великолепным запахом, что Джехан-Джир приказал найти способ
приготовления, чтобы специально производить эту драгоценную эссенцию.
Вторым «фаворитом» среди душистых растений был жасмин, который индийские поэты называли «лунным светом в рощах». Из всех цветов путем дистилляции изготавливали ароматические эссенции.
Излюбленными запахами индийцев являлся мускус, сивет, амбра, нард, ветивер, пачули, санталовое дерево.
В Китае ароматическими веществами
пользовались с глубокой древности. Любимым запахом китайцев являлся
мускус, который ценят не только за приятный аромат, но и за то, что, по
их представлениям, он исцеляет все болезни. Перечень веществ,
используемых в китайской парфюмерии, дополняют санталовое дерево,
пачули, гвоздика, корица, камфора.
На территорию современной
Европы, в Галлию и Британию, цивилизованные нравы принесли римские
завоеватели. Однако этот период длился недолго, блеск цивилизации померк
вместе с окончанием римского владычества, а новые завоеватели вновь
погрузили бывшие колонии во тьму. После крестовых походов сфера
употребления благовоний заметно расширилась. Отважные рыцари привозили
из походов своим дамам знаменитые восточные духи, цветочное мыло,
розовую воду, пряности. Мускус был впервые «открыт» для европейцев в подробном описании Марко Поло.
В XV веке в Европе было полностью освоено
производство спирта с помощью дистилляции, с появлением которого
парфюмерия поднялась на другую ступень развития. Духи на спиртовой
основе до XIV века были неизвестны. Впервые из духов такого рода
упоминается «венгерская вода» или «Вода королевы Венгрии», содержащая эфирное масло розмарина (1370 г.).
Если условно принять, что потребление
парфюмерно-косметической продукции является критерием цивилизованности
человеческого общества, то Европе
XV века осталось сделать лишь один шаг, чтобы не только догнать, но и
опередить сказочный Восток, включая арабские страны, Индию, Китай и
Японию.
В XIV-XV вв. Республика Венеция держала в руках всю торговлю с
Востоком. Богатые дамы стали все больше применять благовония и
косметику.
Все изменили Великие географические открытия.
Португальцы взяли в свои руки торговлю со странами Востока по южным
морям. Италия вместе с Венецианской республикой стала превращаться в
европейское захолустье. Торговцы, мастера, в том числе и парфюмеры,
стали бежать в другие европейские страны.
Прибыв во Францию для бракосочетания с королем
Генрихом II, Екатерина Медичи привезла с собой некого флорентийца по
имени Рене, весьма искусного в составлении духов. Он основал в Париже
знаменитую парфюмерную лавку у «Моста менял», которая сделала парфюмерную продукцию во Франции предметом повседневного потребления.
Во Франции
парфюмеры-ремесленники существовали с XII века. Чтобы стать
мастеромпарфюмером, необходимо было прослужить четыре года учеником и
три года подмастерьем, а это доказывает, что ремесло парфюмера считалось
достаточно важным.
В период правления изнеженного Генриха II употребление парфюмерии достигло колоссальных размеров, так как дамы злоупотребляли «всевозможными
духами, туалетными водами, цибетином, мускусом, амброй и другими
ценными благовониям и, надушивая свои платья, белье и само тело».
Французские короли всячески поощряли развитие парфюмерии. В 1614 г.
сословие парфюмеров получило официальное признание. Фаворитка Людовика
XV мадам де Помпадур обожала сильные запахи. Портьеры ее будуара после
смерти почти 20 лет сохраняли запах мускуса. Сменившая ее мадам Дюбарри
предпочитала легкие цветочные ароматы и сделала модными одеколоны.
Полезная информация Первый настоящий одеколон («eau de Cologne» – в переводе с французского «кельнская вода») выпустил в Кельне уроженец Милана Иоганн Мария Фарина.
|
В конце XVIII века в Кельне, на фабрике Вильгельма Мюленса, был создан одеколон «№ 4711»,
завоевавший всемирную известность. Этот одеколон нравился Наполеону
Бонапарту, который постоянно возил его с собой, покупая до 60 флаконов в
месяц.
Империя поощряла широкое применение парфюмерной продукции. Наполеон и его окружение сами стали ее крупными потребителями.
Жозефину называли «сходящей с ума по мускусу». Ее туалетная комната была настолько пропитана ароматами мускуса, сивета, ванили и амбры, что даже семьдесят лет спустя этот запах еще чувствовался.
С реставрацией пришел более спокойный период в мире ароматов. Стали ценить мягкие и цветочные запахи в ущерб животным ароматам.
Вторая Империя и императрица Евгения привили вкус к пьянящим духам на основе пачули. Поставщиком «ее величества императрицы Евгении» был Пьер-Франсуа Паскаль Герлен.
В Англии парфюмерия вошла в
повседневное употребление только во времена королевы Елизаветы в XVI
веке. Ее рабочий кабинет был полон запахов. Отдушивались мебель, одежда,
обои. Вскоре, однако, победил протестантизм и почти до конца правления
королевы Виктории (1819–1901г.г.) в Англии сильные запахи считались
неприличными.
В XVII веке на юге Франции возник новый центр
парфюмерии – город Грасс. В конце XVIII – начале XIX века вместо
парфюмерных лавок возникли небольшие парфюмерные предприятия: фирмы
Любена, Убигана, Герлена и др.
Успехи органической химии
конца XIX века сделали возможным получение душистых веществ химическим
путем, что позволило расширить палитру парфюмеров, засчет новых пахучих
веществ с оригинальными ароматами. Парфюмеры могли дать волю своему
воображению и создавать сочетания запахов, не существующих в природе.
Так родилась новая профессия парфюмера, которая познала всю славу в XX
веке и открыла парфюмерии различные пути в выборе творческого стиля.
|